Киевский музей К.Г.Паустовского

УКРАЇНА - РОСІЯ. ДВА ГЕНІЇ

Наукова конференція, присвячена 200-річчю з дня народження Тараса Шевченка і Михайла Лермонтова 08.11.2014, м. Канів



Я верю Паустовскому

(о личностях Т.Г.Шевченко и М.Ю.Лермонтова)

 

Двести лет – большой срок. Через два века достоверным считается только подлинные творения автора (и то, если случилось, по Пушкину, что «Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит…»). А уж сегодняшняя оценка и даже воспоминания современников требуют серьезного критического отношения. В том числе – художественно-исторические произведения, воссоздающие личности выдающихся людей.

В прошлом веке несколько художественных биографий художников и поэтов создал Константин Георгиевич Паустовский, гуманист, необыкновенно чуткий, чистый, честный и прекрасный человек, влюбленный в девятнадцатый, «золотой» век нашей литературы. Он убедительно, взволнованно и искренне писал о людях, близких ему по духу.

В четвертом томе прижизненного (1958-1959 г.г.) Собрания сочинений писателя под рубрикой «Маленькие повести» рядом напечатаны две из них: «Тарас Шевченко» (1939 г.) и «Разливы рек» (1952 г.). Последняя – о любимом поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове, о котором раньше, в 1940 году, Паустовским была написана пьеса «Поручик Лермонтов», поставленная во многих театрах страны, чуть позже – два сценария. Летом 1943 года, в разгар Великой Отечественной войны, на экраны вышел фильм «Лермонтов» по сценарию К.Г.Паустовского.

…Действие фильма начинается в зимний петербургский вечер, когда Лермонтов узнает о состоявшейся дуэли Пушкина с Дантесом. Лермонтов мчится к дому на Мойке. И на вопрос: «Жив Пушкин?», слышит ответ лейб-медика: «Почему друзья приходят, когда человек умирает, а не тогда, когда он в них нуждается?»

Узнав о смертельном ранении Пушкина, Лермонтов немедленно отозвался на него теперь общеизвестным стихотворением «Смерть поэта», которое в списках быстро распространилось по Петербургу и дошло до правителей. «Я уже имел честь сообщить Вашему Императорскому Величеству, - писал шеф жандармов Бенкендорф царю Николаю I, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при главном штабе без права сноситься с кем-либо извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи и о взятии его бумаг как здесь, так и не квартире его в Царском Селе». И власти решили: Лермонтов по «высочайшему повелению» был переведен в Нижегородский драгунский полк, т.е. отправлен на Кавказ под пули горцев.

В эти же дни юный крепостной Энгельгарда Тарас Шевченко, отданный в Петербурге в учение к «комнатному живописцу» Ширяеву, державшему малярное и стекольное заведение, «робко вошел, вместе с притихшей толпой, в небогатую квартиру поэта. Пушкин лежал в гробу. В прихожейё. Витые розовые свечи горели около изголовья. Великий поэт напомнил Тарасу его родных крипаков, по которым он читал псалтырь, - так же было измучено его лицо, так же, должно быть впервые в жизни были спокойно сложены на груди его сухие маленькие руки. Тарас принес с собой лист бумаги и огрызок карандаша. Он спрятался в угол и начал срисовывать безжизненную голову поэта… Тогда уже Пушкин вошел в жизнь Тараса как недосягаемый друг, как «величайший учитель поэзии».

Михаил Лермонтов и Тарас Шевченко были ровесниками, родившимися после всенародной победы в Отечественной войне 1812 года, - в 1814 году. Оба – рано осиротевшие, лишенные в детстве и ранней юности надежной и сердечной родительской опоры. Но принадлежали они совершенно разным социальным классам: один – аристократ, второй – крепостной, т.е. раб. Когда их потрясла одинаково сильно, очень сильно смерть «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина, им не было еще и 23 лет.

Они были сверходаренными и в живописи, и в поэзии. Таким творцам присуще особое видение мира: яркое, многокрасочное. И он выражается и в поэтических картинах. И в живописи стиха. К.Г.Паустовский в повести «Тарас Шевченко» цитирует очень красивое, трогательное и мудрое стихотворение – вольный перевод Лермонтова из Гете:

 

«Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты».

 

Его разухабисто пели цыгане перед пьяными посетителями на ярмарке в украинских Ромнах, куда Шевченко попал через три года после гибели Лермонтова весной 1844 года. Тарас Григорьевич почувствовал себя оскорбленным: «Думал ли великий германский поэт, а за ним и наш великий Лермонтов, что их глубоко поэтические стихи будут отвратительно дико петы пьяными цыганами…?» Ведь стихи великого Лермонтова были способны вызывать у читателей и слушателей самые прекрасные образы.

В сценах из жизни М.Ю.Лермонтова «Поручик Лермонтов» его товарищ драгун Жерве, прочитав в стихотворении слова «Серебряный Кавказ» говорит: «Ты мне объясни, Мишель, почему после твоих стихов я вижу все как будто снова?» В этом – глубокая связь лермонтовского слова с линиями и красками. Поэтому так охотно иллюстрировали произведения М.Ю.Лермонтова В.Серов, К.Коровин, В.Поленов, Л.Пастернак, Б.Кустодиев, И.Шишкин и многие другие художники, создал свои бессмертные полотна М.Врубель. Но и сам Лермонтов был отличным рисовальщиком, писал акварели и картины. До нас дошло около 200 изобразительных работ М.Ю.Лермонтова.

Т.Г.Шевченко был для своих литературных произведений лучшим иллюстратором: поэм «Гамалія», «Катерина», «Невольник», «Слепая», повести «Музыкант» и других произведений. Как художнику Тарасу Григорьевичу была доступна любая техника и любой жанр. Паустовский пишет: «Брюллову понравились рисунки Шевченко». Далее об учении Шевченко мастерству: «Он увлекся акварельным портретом» (но и маслом писал великолепно). Уже в 1843 году, создавая художественный альбом «Живописная Украина», художник Шевченко делал зарисовки, писал картины и сам же их гравировал. В ссылке при запрете писать и рисовать занимался лепкой, мечтал после освобождения совершенствоваться в гравюре и в 1860 году получил звание академика гравюры и офорта. А стихами гениальный поэт Тарас Шевченко так ярко рисовал картины, что в любой украинской хате можно было увидеть, например, лубок или плакат «Садок вишневий коло хати».

 

«Садок вишневий коло хати,

Хрущі над вишнями гудуть,

Плугатарі з плугами йдуть,

Співають ідучи дівчата,

А матері вечерять ждуть.

Сем'я вечеря коло хати,

Вечірня зіронька встає.

Дочка вечерять подає,

А мати хоче научати,

Так соловейко не дає.»

 

Это стихотворение – из «Кобзаря» Т.Г.Шевченко, впервые вышедшего в свет в 1840 году. Его появление произвело потрясающее впечатление, особенно в Украине. «его выучивали наизусть, над ним плакали, его хранили в сундуках… Тогда Тарас еще не знал, что своими стихами он сам себе кует кандалы».

 

Я сомневаюсь, что Лермонтов бывал в Украине. Но в стихотворении, посвященном княгине Марии Алексеевне Щербатовой (урожденной Штерн), которая была оттуда родом, названы цветущие степи Украйны, ее прозрачное и синее небо. Михаил Юрьевич часто общался с княгиней Щербатовой зимой 1839 года. А весной 1841 года «Поручик Тенгинского пехотного полка Лермонтов ехал на Кавказ, в ссылку, в крепость Грозную». «Еще там, в Петербурге, узнав о ссылке Лермонтова, Щербатова решила тотчас уехать к себе на Украину». Они случайно встретились в маленьком городке из-за разлива рек. «Разливы рек» - трогательная и очень грустная повесть о несбывшейся любви и о предчувствии смерти с изумительно красивым лейтмотивом – такими стихами, услышав которые в Москве на вечере у Погодина Н.В.Гоголь прослезился, схватил Лермонтова за руку и зашептал: «Ночи Украйны в сиянии звезд незакатных…» Боже мой, какая прелесть! Заклинаю вас – берегите свою юность!

 

«Как ночи Украйны

В сиянии звезд незакатных,

Исполнены тайны

Слова ее уст ароматных…»

 

Мария Щербатова говорит ласковые украинские слова «серденько моє», вспоминает любимые «малороссийские песни» - это естественная идеализация незнакомого Лермонтову края. Но и Тарас Шевченко, глубоко и всесторонне познавший свою родину, тоже в значительной мере идеализировал ее! «Все украинцы были на отдалении одинаково милы Шевченко, как была мила сама Украина», - подчеркивал Паустовский. Тем горше был удар по идеализированным юношеским представлениям, когда Тарас Григорьевич приезжал на родину в 1843 и, особенно, в 1859 году. «Шевченко был один «вольный» среди всей своей крепостной семьи». Но эту волю он ощутил после десятилетней тяжелейшей ссылки – солдатчины.

 

За гениальные стихи власть заковала в мундиры своих достойнейших граждан. Лермонтова – в офицерский, Шевченко – в солдатский. И убила. Гениального Михаила Лермонтова в 27 лет. А бывший крепостной гениальный Тарас Шевченко оказался более крепким и стойким к сверхдавлению абсолютной монархии. И это дало ему еще 20 лет жизни, которая окончилась тоже обидно рано – в 47 лет.

 

В нашем школьном литературном музее есть солидные однотомники сочинений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова 1910 года, «Кобзарь» Т.Г.Шевченко 1911 года, а также разные издания произведений К.Г.Паустовского (в том числе повесть «Тарас Шевченко», впервые опубликованная в 1939 году), потому что наш литературный музей – «Киевский музей К.Г.Паустовского». Мы с интересом читаем произведения Паустовского и любим его героев, ведь он всегда писал правдиво о тех людях, которых сердечно любил и которыми искренне восхищался.

 

Мы верим Паустовскому!

 

А.Посильский, А.Селихова



Обновлен 21 янв 2015. Создан 15 янв 2015



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Экскурсии по Киеву Благотворительная организация «СИЯНИЕ НАДЕЖДЫ» Международная газета Быть добру ГИЛМЗ А.С.Пушкина Хореография и танец Концерты авторской песни и спектакли в Киеве Феодосия танцы