Киевский музей К.Г.Паустовского

КЛАНЯЙТЕСЬ ОТ МЕНЯ КИЕВУ, Я ЕГО ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ

Артамонова Алёна Владимировна



45 лет киевляне ожидали создания музея любимого писателя Константина Георгиевича Паустовского, но не дождались ни государственной или муниципальной, ни даже спонсорской поддержки. И в год 120-летия К.Г.Паустовского началась организация музея силами энтузиастов – весьма небогатой киевской интеллигенции. «Киевский музей К.Г.Паустовского» открылся в 2013 году с официальным статусом «школьного» в помещении СШ №135 – наследницы 7-й киевской гимназии и реального училища Готлиба Валькера, которое окончил старший брат писателя Борис. Эта школа – единственная в городе мужская гимназия, сохранившая не только старинные интерьеры, но свой педагогический профиль в течение столетия. Энтузиасты – люди разных профессий (учителя, врачи, инженеры, юристы, журналисты), среди которых не было профессиональных музееведов, приняли решение создавать музей, соответствующий пожеланиям самого писателя.

Увлечение музейным делом привил будущему писателю легендарный учитель географии Киевской первой гимназии:

«- Пойди сюда! - подозвал меня Черпунов… - Садись, рассказывай. Ты, говорят, собрал маленький музей. Что же у тебя есть?

Я робко перечислил свои незамысловатые ценности. Черпунов усмехнулся.

- Похвально, - сказал он. - Приходи ко мне в воскресенье утром. Посмотришь мой музей. Допускаю, что коль скоро ты этим увлекаешься, то из тебя выйдет географ или путешественник».

 

В 1963 году, за пять лет до кончины, уже возрастной и многоопытный Константин Георгиевич в повести «Книга скитаний» (глава «Пушечный завод») высказал свой взгляд на организацию музеев.  «…Разумнее всего устраивать небольшие музеи, посвященные всего нескольким художникам или даже одному…, или определенному и не очень длительному времени в нашей истории, или… какой-нибудь области знания и географической области…». Такой вариант ознакомления с достопримечательностями был продемонстрирован коллегам при посещении европейских музеев: «Перед поездкой в Лувр Паустовский предложил…  ограничиться минимумом. Не бегать с толпой экскурсантов из зала в зал, не пытаться осмотреть даже лучшее… - А мы посмотрим только Нику Самофракийскую, Венеру Милосскую и Джоконду. Проведем у каждой полчаса и уйдем.» (Даниил Гранин «Чужой дневник»).

 

«Киевский музей К.Г.Паустовского» отвечает всем требованиям писателя, ибо:

  • посвящен всемирно известному классику ХХ столетия;
  • в основном, освящает 25 лет его жизни (1898-1923 гг.)  – первое двадцатилетие ХХ века;
  • место действия («географическая область») – город Киев из трёх «киевских» повестей К.Г.Паустовского («Далекие годы», «Беспокойная юность», «Начало неведомого века»).

Было принято ответственное решение: небольшой школьный музей должен иметь литературно-краеведческий профиль и осуществлять в полном объеме все функции профессионального музея с возможным смещением акцентов в связи со статусом «школьного». Естественно, что в школьном музее первое место обоснованно принадлежит воспитательной функции, реализуемой в лучших традициях высокого гуманизма К.Г.Паустовского. Осуществление культурологической функции очень трудоемко (бесплатные экскурсии для школьников и Малой академии наук, студентов педагогических университетов, слушателей университетов третьего возраста, индивидуальные экскурсии для туристов, профессиональные семинары для учителей) и выполняется в нерабочее время учителями СШ №135, которые являются также наставниками группы юных экскурсоводов.

На высоком профессиональном уровне проводится научно-исследовательская работа. В академическом издании «Дослідження з історії техніки - Вып. 20 (2014)» опубликованы результаты исследования, проведенного по инициативе «Киевского музея К.Г.Паустовского» научным сотрудником Государственного политехнического музея при НТУУ «КПИ» Л.А.Бакаевой «Подготовка инженерных кадров в Киевском политехническом институте до 1914 года (на примере исследования прохождения курса наук студентом инженерного отделения Б.Г.Паустовским)». Восстанавливая педагогическое окружение будущего писателя в К1Г, мы изучили сохранившиеся фонды библиотеки гимназии в Национальной библиотеке Украины им. В.И.Вернадского, в формировании которых важнейшую роль сыграл преподаватель латинского языка и классный наставник К.Г.Паустовского Владимир Фаддеевич Субоч, определили место киевских библиотек в воспитании отечественной интеллигенции в начале ХХ века. Из Пятигорского педагогического университета по нашему запросу получена фотокопия ранее неизвестного письма К.Г.Паустовского к своему любимому педагогу Александру Брониславовичу Селихановичу. Совершенно оригинальным является наше исследование «Театральный Киев Паустовского», результаты которого были доложены на юбилейной конференции к 125-летию писателя. А недавно мы определили более близких родственников К.Г.Паустовскому, чем все Паустовские по отцу из села Пылыпча Белоцерковского района Киевской области: это родственники Константина Георгиевича по матери Марии Григорьевны – потомки родной её сестры Веры Григорьевны (по мужу Проскуре), в частности – двоюродной сестры Паустовского Ольги Васильевны Проскуры-Чайки.

Полное отсутствие в музее штатных сотрудников чрезвычайно усложняют осуществление организационной функции: вести документацию, осуществлять связи с архивами, библиотеками, другими музеями, организовывать презентации приходится также волонтерам. Определенную нагрузку в реализации организационной функции принял на себя созданный в Киевском музее Паустовского сайт https://paustkiev.io.ua.

Осуществляя популяризационную функцию, нам удается публиковать материалы о К.Г.Паустовском и о деятельности «Киевского музея К.Г.Паустовского» в украинской прессе, газетах и журналах: «Литература и жизнь», «Еврейские вести» и др. К сожалению, в настоящее время закрыта газета «Киевский вестник» (наследница знаменитой «Киевской мысли», где в молодости работал К.Г.Паустовский). Там нас и о нас регулярно печатали доброжелательные журналисты. Но еженедельники «2000» и «Зеркало недели», не обошли нас своим вниманием. А также журналы «Радуга», «Музейний простір», «Бібліотечний форум», «Кіно – театр» и др. В последнее время проявилась еще одна существенная проблема: в школах Украины практически не изучается русский язык, и перевод произведений К.Г.Паустовского на украинский язык становится актуальным. В 2014 году к 200-летию со дня рождения Т.Г.Шевченко «Киевский музей К.Г.Паустовского» осуществил перевод и издал маленькую повесть писателя «Тарас Шевченко», за что был отмечен дипломом XV Муниципального литературного конкурса им. Паустовского в г. Одессе. В 2017 году отмечена спецпризом «Музейного ГИКа» видеопрезентация нашего музея.      

Формируя экспозицию «Киевского музея К.Г.Паустовского», мы посчитали принципиальным создание условий для использования музейных психолого-педагогических методов при подаче и усвоении информации разными категориями посетителей. Универсальным оказался способ цитирования писателя в подавляющем большинстве подписей под экспонатами на всех стендах и в названиях самих стендов, эффективными – элементы нарративной педагогики.

 

ОПИСАНИЕ СТЕНДОВ

 

Стенд «Далекие годы» посвящен родословной Паустовского, его украинским корням, многонациональной семье.

Стенд «Классическая гимназия» представлен настольной медалью к 100-летию Императорской Александровской гимназии,  гимназическими учебниками начала ХХ века (среди уникальных экспонатов «Учебный курс географии» учителя К1Г Н.Т.Черкунова), памятные материалы, посвященные «учителю учителей» А.Б.Селихановичу и классному наставнику К.Паустовского, создателю каталога библиотеки К1Г, латинисту В.Ф.Субочу.

Стенд «Господа гимназисты»  - это рассказ об увлечениях одноклассников К.Паустовского (Эммануила Шмуклера, Тадеуша Фицовского, Евгения Марковского, Михаила Литтауэра).

Стенд «Беспокойная юность» переносит в годы учебы Паустовского в Университете Св. Владимира, написания первых рассказов, участия трех братьев Паустовских в первой мировой войне.

Стенд «Начало неведомого века» демонстрирует журналы тех лет, связанные с чрезвычайными событиями (смерть Толстого, убийство Столыпина, первые полеты аэропланов, революция в Киеве).

Электрифицированный план Киева 1906 года дает возможность посмотреть современные фотографии домов, в которые проживала семья Паустовских, места учебы и работы будущего писателя.

Этот стенд воплотил в жизнь идею К.Г.Паустовского, о которой он писал Л.Н.Делекторской в Париж 20.01.1964 г.: «Я пытался разыскать план Киева, где бы были указаны места действий из «Далеких годов» и «Начала неведомого века», но пока не нашел».

В «Уголке скромной киевской квартиры начала ХХ века» каждая деталь имеет литературную основу – ссылку на «Далекие годы». На пианино подлинные ноты типографии Идзяковского; на аутентичном столике – письменный прибор 1912 г. и ножичек для разрезания страниц; в зеркало с откосами может посмотреть на себя посетитель, надевший реконструкцию парадного мундира гимназиста К1Г.  

 

Константин Георгиевич Паустовский очень любил Киев – и древний центр города, и живописные окраины, особенно, киевские сады и парки. В письме 1960 г. племяннице классика украинской литературы М.М.Коцюбинского З.Ф.Коцюбинской он просил: «Кланяйтесь от меня Киеву, я его очень люблю, и есть у меня в Киеве всякие заветные места, например, парк около дворца над Днепром…, разные улицы – Виноградная, Институтская, все Липки, Лукьяновка…» Он любил и киевскую весну – «Разлив солнечного сияния, свежести, теплого и душистого ветра», и золотую и шуршащую под ногами киевскую осень – «Кто не видел киевской осени, тот никогда не поймёт нежной прелести этих часов». Как бы нам ни было сложно, мы стараемся показать нашим дорогим посетителям Киев Паустовского, тем более, что расположение Музея позволяет во время одной пешеходной экскурсии увидеть некоторые дома, где жила семья Паустовских, гимназию и университет, любимый ботанический сад, музыкальную школу Регаме и гимназию Дучинской, дом украинских друзей-писателей РоЛит и здание управления Юго-Западной железной дороги, где работал отец писателя. А ещё зайти во дворы газет и журналов того времени («Киевская мысль» - Б.Хмельницкого №19, ж. «Огни» - №26), взглянуть на Оперный театр (ул. Владимирская, 50) и бывший театр Бергонье (ул. Б.Хмельницкого №5) – современный театр Русской драмы, где ставились пьесы К.Г.Паустовского. Для особо романтичных – здание Фундуклеевской женской гимназии на ул. Б.Хмельницкого №6, где училась не только старшая сестра К.Г.Паустовского Галина, но и её одноклассница Екатерина Десницкая, будущая сиамская принцесса…

В июле 1934 года К.Г.Паустовский приехал в Киев после смерти матери. «Город внешне прекрасен», - написал он жене. Но: «только здесь понятна пропасть между моим детством и теперешним временем». А Константин Георгиевич хотел вернуться в город своего детства и юности. Это он сделал через десятилетие, написав повесть «Далёкие годы» (1946 г.). Мы надеемся, что «Киевский музей К.Г.Паустовского» стал таким возвращением.



Обновлен 02 окт 2017. Создан 08 ноя 2014



  Комментарии       
Всего 1, последний 3 года назад
Алекс 18 ноя 2014 ответить
В этом номере журнала есть про англо-бурскую войну. Паустовский в детстве сочувствовал справедливой борьбе буров.
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Экскурсии по Киеву Благотворительная организация «СИЯНИЕ НАДЕЖДЫ» Международная газета Быть добру ГИЛМЗ А.С.Пушкина Хореография и танец Концерты авторской песни и спектакли в Киеве Феодосия танцы