Киевский музей К.Г.Паустовского

Абрам Маневич

земляк и современник



"Мой товарищ по классу Эмма Шмуклер готовился быть художником.

Он учился живописи у киевского импрессиониста Маневича."

К.Паустовский  "Далекие годы"

 

Киев привлекал Абрама Маневича возможностью стать художником. Свой путь в искусство он начал в мастерской вывесок, затем была работа на фабрике кроватей, что размещалась на Подоле и принадлежала Бауэру. Здесь он расписывал стенки готовых изделий ландшафтами и цветами. Судьбе было угодно, чтобы на фабрику зашел известный в Киеве человек — археолог, этнограф, директор Городского музея (сейчас — Национальный художественный музей Украины) Николай Биляшивский. Он помог талантливому юноше получить профессиональное образование. В 1901 году Маневич поступает в Киевское художественное училище, где обучается, как неимущий, бесплатно. Его соучениками были А.Богомазов, А.Экстер, А.Архипенко, А.Лентулов — впоследствии признанные мастера высочайшего ранга, основоположники новых направлений в искусстве ХХ века. Благодаря стараниям его «доброго гения» Биляшивского, нашедшего местного мецената — барона Гинцбурга, Маневичу удается продолжить учебу за границей — в Мюнхенской академии искусств (1905—1907), которая в то время была одним из ведущих художественных заведений Европы.

Биляшивский стал и инициатором организации в залах подведомственного ему музея персональной выставки начинающего живописца (конец 1909-го — начало 1910 года), принесшей ее автору первый крупный успех. Местная пресса не обошла выставку своим вниманием. В одной из статей отмечалось, что в отечественном искусстве появился самобытный мастер «со своим недюжинным пониманием интимной красоты пейзажа, далеко не поверхностным отношением к природе, чистосердечным слиянием с ней».

Получив деньги от продажи картин, Маневич вновь отправляется за границу — совершенствовать свое мастерство. Он посетил Швейцарию, Францию, Италию. Работая на о.Капри, художник познакомился с Максимом Горьким. За два сеанса он написал портрет писателя. Горький в одной из своих записок отметил: «Был здесь недавно киевский художник Маневич, очень интересный человек… Восторгался Левитаном, любит Архипова, немножко напоминает их то тем, то иным, но есть и свое, этакое задумчиво-лирическое». На многие годы между писателем и художником устанавливаются теплые дружеские отношения. Будучи в Киеве (1914), Горький приходил к Маневичу в гости на улицу Совскую, приводя в изумление своим появлением всех окрестных жителей. Как вспоминала дочь художника Люся, — рассматривая пейзажи отца в их тесной квартирке, писатель опустился на ковер и долго сидел там, поясняя, что так ему лучше и виднее.

1913 год стал для Абрама Маневича особо удачным. В Париже, в престижной галерее Дюран Рюеля, первооткрывателя почти всех прославленных импрессионистов, состоялась выставка его работ. Избалованная парижская публика, привыкшая видеть в этих залах полотна Моне, Ренуара, Пиосарро, Сезанна, Гогена, восторгалась пейзажами никому не известного киевского живописца.

Спустя 30 лет после смерти отца в 1942 году Люся Маневич смогла исполнить его последнюю волю. Она привезла в дар Государственному музею украинского искусства, где состоялась первая выставка работ ее отца, 48 его живописных произведений, созданных в разные годы.

 

Крайний слева Маневич, по центру - М.Грушевский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Обновлен 19 дек 2013. Создан 05 дек 2013



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Экскурсии по Киеву Благотворительная организация «СИЯНИЕ НАДЕЖДЫ» Международная газета Быть добру ГИЛМЗ А.С.Пушкина Хореография и танец Концерты авторской песни и спектакли в Киеве