Киевский музей К.Г.Паустовского

Киевский трамвай

К.Паустовский - свидетель становления электротранспорта



Киевский трамвай и трамвайное хозяйство Киева было открыто 1 июня (3 мая по новому стилю) 1892 года, став первым в Российской империи.  Городская дума утвердила проект в 1891 году.

Первые два трамвайных вагона с электродвигателями прибыли в Киев. Их построили братья Струве на фабрике в Москве по американским чертежам.

В тот же день вагоны были испытаны на улице Петра Сагайдачного, а 8 мая - на Владимирском спуске (на линии с Разделения на Крещатик - 1 км). 9 июня электрический трамвай тестировала официальная комиссия, а 13 июня 1892 года он заработал для пассажиров. Газета "Киевлянин" по этому поводу писала:

 
"Пассажирское движение на электрической железной дороге уже началось. Вагоны переполнены публикой, причем многие ездят по несколько раз вверх и вниз по Александровскому спуску, интересуясь этой важной для Киева новинкой"
 

 

1893 год — началось движение трамваев на Печерск.

1894 год - 1 июня была электрифицирована линия конки по Крещатику от Царской (ныне Европейской) площади до ул. Большой Жандармской (Саксаганского). 1 июля электрифицировали линию по Большой Житомирской до Сенной (Львовской) площади. 1 сентября — по Фундуклеевской улице и Бибиковскому бульвару. Также было электрифицировано ответвление к вокзалу по Безаковской улице (Коминтерна, Петлюры).

В октябре 1895 года трамвай появился на улице Караваевской (Толстого) от площади Толстого, поворачивая на Владимирскую.

1901 год — переход на электрическую тягу на линии от Триумфальных ворот (ныне Воздухофлотский мост) до Святошина.

1904 год — электрификация линии на Пущу-Водицу.

26 августа 1905 года была открыта линия по Круглоуниверситетской.

1909 год — открытие движения по улице Толстого от Владимирской до угла Жилянской.

 

1911 — открыт Бензотрамвай — трамвай на бензиновом двигателе. Действует маршрут №В «Почтовая пл. — Цепной мост». В этом же году открылась линия по Цепному мосту и Слободское трамвайное депо (ныне диспансер, вблизи нын. М. Левобережной). Маршрут №В продлен сначала до Никольской Слободки, потом — до пос. Быковня.

1913 год — действует 20 маршрутов + 1 летний, а также отдельные Святошинская,Слободская, Демиевская и Кадетская линии.

1922 год — начало восстановления киевского трамвая после событий 1917—1920 гг.

 

К 1893 году доходы от электрического трамвая значительно превысили расходы на его обслуживание. Поэтому в 1894 году были электрифицированы линии по Крещатику, до Львовской площади и до вокзала. Конный трамвай исчез с улиц города.

 

В 1900 году был построен линию в Пущу-Водицу, где использовались вагоны на паровой тяге. В 1904 году и эту линию было электрифицировано.

 

В 1899 году предприниматель Р.Хойнацький согласно консесийним договору с обществом "Киевские городские железные дороги" проложил узкоколейную линию от Триумфальных ворот в Святошино. Она была одноколейной, имела длину в 9 верст, на ней использовалась конная тяга. В 1901 году Хойнацкого продал ее Акционерному обществу "Ломаер и Ко", которое того же года электрифицировали линию. Депо Святошинского трамвая насчитывало 11 моторных и 14 прицепных вагонов, была собственная электростанция с паровым двигателем и ремонтные мастерские.

В 1914 году в связи с тем, что эксплуатационное предприятие принадлежало немецкой компании, Святошинский трамвай муниципализували в пользу Киевского земства. В период гражданской войны трамвай обслуживал фронт и иногда даже перевозил войско. Однако он все же прекратил свою работу 7 июня 1920 года, когда польские войска сожгли два деревянных моста, через которые пролегала линия. Движение на небольшом участке было восстановлено лишь в сентябре, на всей линии в 1923 году.

 

В 1908 - 1909 годах киевский капиталист Марголин построил трамвайную линию длиной 4,5 верст, пролегающей в киевский пригород Демеевка. Парк насчитывал 6 моторных двухосных пассажирских вагонов и моторный вагон-салон для частных поездок владельца линии. В 1926 году Демеевский трамвай был соединен с Киевским.

Летом 1908 года предпринимателем Марголин началось строительство еще одной частной линии - кадетской, которая пролегла от Триумфальных ворот Кадетского шоссе в район Кадетского корпуса (ныне здание Минобороны, сама же линия заканчивалась несколько дальше). Движение было открыто 27 июля 1908 года, протяженность составила около 1,5 версты. Собственных вагонов линия не имела - ежедневно один из киевских трамвайных парков высылал на линию один вагон.

1 сентября 1915 года Кадетская линия перешла в собственность города. В этом году также относятся проекты продолжения линии дальше в сторону Чоколовки. В 1916 году силами около 100 военнопленных все же был построен продлении до Артиллерийского училища (Национальная Академия обороны на Соломенской площади), которое открыто 24 ноября 1916 года. Второе продолжение линии в район поселка Чоколовка (близ нынешней Севастопольской пл.) был открыт в апреле 1918 года. После этого протяженность составила 3,2 версты.

Линия прекратила свое существование во время событий 1917 - 1921 (скорее всего, 1919 года).



Обновлен 19 дек 2013. Создан 16 ноя 2013



  Комментарии       
Всего 5, последний 2 года назад
kostya.veter 01 янв 2014 ответить
Очень интересная историческая статья, я раньше даже и предположить не мог , что трамваи в Киеве появились уже в 19 веке, думал тогда были только конки.
Andrey.25.97 15 янв 2014 ответить
По данной статье хорошо видно, каким бурным потоком развивалась трамвайная сеть в Киеве. Инженерами были спроектированы незамысловатые, но очень эффективные устройства двигателей, позволяющие производить перевозки различных грузов и людей без вреда экологии.
infosot 29 окт 2014 ответить
...пожалуйста, подскажите Email Киевского музея Электротранспорта. В моей коллекции есть Акции:Трамваи Киева, 1905 год. Хочу эти документы предложить музею. Спасибо. Владимир.
   
paustkiev 24 ноя 2014 ответить
У них сайт заглох. Есть адрес: Киев, ул. Филатова, 22/8
Телефоны: (044) 594-18-03
Forteroyal 14 дек 2014 ответить
Актуальный адрес - ул. Усенко 7/9 (Ленинградская площадь)
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Экскурсии по Киеву Благотворительная организация «СИЯНИЕ НАДЕЖДЫ» Международная газета Быть добру ГИЛМЗ А.С.Пушкина Хореография и танец Концерты авторской песни и спектакли в Киеве