Киевский музей К.Г.Паустовского

Киев от середины XIX до начала XX века

автор - Г.Щербина



Киев середины XIX в. — город монастырей и вместе с тем крупный университетский центр, город Шевченко, Лескова, декабристов и одновременно город, которому правительство Николая I отводило роль форпоста в экспансионистской борьбе, город, в котором с XVIII в. работал завод «Арсенал», имевший всероссийское значение, и параллельно с ним функционировала средневековая цеховая система ремесленно-торгового Подола, генерал-губернаторский центр и в то же время типичнейшее захолустье. Все это переплетение социальных, экономических и политических факторов не могло не сказаться на особенностях развития архитектуры Киева середины XIX в.

Неторопливая жизнь города с начала 1830 гг. приобретает динамичный, даже эксцентричный характер. По воле царя, мнившего себя великим стратегом и фортификатором, население целых районов переселяется на свободные территории. Эта метаморфоза была обусловлена сооружением грандиозной Печерской крепости, переводом в Киев Кременецкого лицея, преобразованием его в университет св. Владимира и разработкой в связи с этим ряда планов, определивших дальнейшую судьбу города.

Сооружение крепости повлекло за собой снос половины строений Печерска — крупнейшего района города. Переселенцы оседали согласно социальному положению: купцы — на Крещатике, администрация и помещики — на Липках, работный и прочий люд — в долине Лыбеди в так называемом Новом Строении.

Вплоть до 1917 г. город фактически застраивается по плану 1837 г., разработанпому по инициативе и при участии выдающегося русского архитектора В. Беретти, переехавшего в Киев вместе с сыном А. Беретти. Расчлененные природными преградами Подол, Старый Киев и Печерск сливаются воедино. Ранее градостроительно-непреодолимая преграда между отдельными частями города — Крещатый яр становится главной магистралью, обеспечившей согласованное функционирование всей структуры города.

Разработанный на принципах регулярности план Беретти вместе с тем чутко реагирует на влияние рельефа, доминирующих объектов, объединяет элементы новой и старой планировок. Интересна в этом отношении часть планировки между Старым Киевом и университетом. Древний город развивался концентрическими структурами, которые по мере его роста как бы поглощали предыдущие кольцевые структуры. Первым здесь было маленькое городище Кия (2 га), затем оно вошло в состав «города Владимира» (10 га), который, в свою очередь, вошел в структуру «города Ярослава» площадью 72 га. Осью, объединяющей все эти структуры, была главная улица Киева X—XIII вв., шедшая от Подольских ворот «города Владимира» к Золотым воротам «города Ярослава». Перпендикулярно к главной магистрали проходили улицы — поперечные оси структуры. Кольцевая система была развита планом 1837 г. По площади она в несколько раз превосходила «город Ярослава» и включала все Старокиевское плато. Кроме этой структуры, в середине

XIX в. сформировалась громадная кольцевая структура Нового Строения, огибающая Печерское плато.

seredina-1Пример больших работ по перепланировке крупного губернского города в середине XIX в., по-видимому, единственный. И есть основания считать структуру центра Киева памятником градостроительного искусства сложного периода в развитии отечественной архитектуры.

Все же долго значительная часть новой планировки с широкими улицами, частично озелененными и замощенными, была неосвоенной. Над слабозастроенными территориями центра возвышались построенные на протяжении 1840—1850 гг. университет, институт благородных девиц, обсерватория (все В. Беретти), городской театр (И. Штром) и т. д. Все эти сооружения размещались на участках по законам классицизма — с симметричным построением композиции. Сочетание пунктирной одноэтажной жилой застройки, отдельностоящих общественных зданий, доминирующих монастырских комплексов и живописного рельефа определяли по сути позднефеодальный облик Киева вплоть до 1870 г. Исключение составляла только сплошная, по преимуществу трехэтажная застройка Крещатика.

Начиная с 1870 гг. планировка ядра закрепляется многоэтажной периметральной застройкой. Она резко нарушила визуальные связи между сооружениями, ранее доминировавшими над окружающим пространством. Можно говорить, что начиная с конца XIX -— начала XX вв. для исторического ядра главным становится интерьерное восприятие локальных пространств, ограниченных многоэтажной застройкой.

Особенностью застройки конца XIX — начала XX вв. исторического ядра Киева является отсутствие чересполосицы с застройкой других периодов, что обусловливает определенное стилевое, масштабное единство и относительную художественную равнозначность ядра города. Этому способствовало то, что ядро сформировалось на незастроенной и слабо застроенной территории и по существу единовременно. Единый масштаб периметральной многоэтажной застройки, акцентированность, наличие ряда ансамблевых структур, характер визуальных связей, художественная насыщенность делают ее образной и запоминающейся. Это позволяет говорить об ансамблевом характере застройки ядра Киева.

В 90 годы XIX в. наметился экономический подъем, сопровождавшийся первым строительным бумом, созданием строительных акционерных обществ, ростом этажности и плотности застройки. С 1900 по 1910 г., в период экономического спада, депрессии и первой революции, темпы строительства упали. С 1910 г. начался второй строительный бум, вызванный новым экономическим подъемом. Строительство приобретает характер лихорадки. К 1914 г. в центральных районах осталось мало незастроенных мест. Однако первая мировая война прервала развитие города, и новое строительство вплоть до окончания гражданской войны практически не велось.

Развитие архитектуры Киева на протяжении 1830—1917 гг. было тесно связано с общероссийским и общеевропейским направлениями.

Одним из первых сооружений, в известной мере предваривших судьбу архитектуры России середины XIX — начала XX вв., явилась ныне не существующая Десятинная церковь, построенная в так называемом руссковизантийском стиле В. Стасовым (1827—1842 гг.) на фундаментах древнейшего христианского храма. Это сооружение открыло официальное направление в русской архитектуре, сформированное под реакционным лозунгом «самодержавие, православие, народность». В дальнейшем, однако, долго еще ведущие позиции в архитектуре города занимал классицизм. Он отходил медленно, растворяясь в окружающем его и нарастающем многообразии эклектики.

Элементы нового были видны уже в работах А. Беретти, И. Штрома и ряда других архитекторов. Творчество архитекторов того периода носило ретроспективный характер. Попытки решить функциональные и эстетические задачи, поставленные новым заказчиком — капитализмом, и сложность, преодоления их средствами академизма, как и повсеместно, заставляли киевских архитекторов вплоть до конца 1890 гг. видеть единственный путь решения этих задач в использовании эстетических и архитектурно-пространственных систем прошлого. Но если в начальный период сказывались тенденции проводить романтическую линию, зародившуюся в недрах классицизма, то в дальнейшем все более явственно выступал компилятивный метод. Стена, теряя тектонические качества, превращается в декорацию не только здания, но и улицы. Репрезентативный характер архитектуры отдельных зданий определяет репрезентативность улицы в целом, размещение наиболее представительных зданий-акцентов на «ударных» точках определяет ее композиционную структуру, линейность, ритмичный и динамичный характер. Динамичная непрерывность периметральной застройки улиц конца XIX — начала XX вв. противоположна статичности дискретной усадебной застройки предшествующего периода. Параллельно, но с разной интенсивностью проявляются классицистические, романтические и рационалистические тенденции.

До 1890 г. в Киеве сооружается ряд объектов в готических, романских, неорусских формах. В «официальном» тоновском русско-византийском стиле работал ряд епархиальных архитекторов. Более демократичная ропетовская «русская» архитектура, как и в большинстве европейских городов России, проявлялась лишь при строительстве павильонов, ларьков, а также в деревянном усадебном строительстве.

В период первого строительного бума центр Киева одевается в ренессансно-барочную одежду. В формах неоренессанса строится большинство капитальных сооружений города: театр Соловцова (Э. Братман, Г. Шлейфер), театр оперы и балета (В. Шретер), доходный дом на углу улиц Прорезной и Владимирской (В. Николаев) и др. Ряд объектов строится в неорусских формах, в формах итальянской готики и раннего Ренессанса.

Активно проявляется «кирпичный стиль», в основу которого легли идеи рационализма. В 1898 г. по проекту академика И. Китнера гражданским инженером А. Кобелевым в «кирпичном стиле» сооружено здание Политехнического института. В этом же стиле строится ряд менее значительных жилых и общественных зданий. Строения, возведенные в разное время в этом стиле, неоднородны по своей архитектурно-художественной основе и ассимилируют черты других, более очерченных архитектурных течений. В Киеве «кирпичный стиль» имел особенно благоприятную почву для развития в массовом строительстве, осуществляемом зачастую без участия архитекторов-профессионалов. В качестве реакции на исчерпаемость эклектики с конца 1890 гг. в Киеве, как и повсеместно, начинает развиваться модерн, приобретший под влиянием киевского «кирпичного стиля» определенное своеобразие. В целом он более аскетичен и сух, чем во многих других городах. Наибольшую популярность этот стиль имел на протяжении 1900 гг. В своем развитии он прошел путь от сочных, слабо подчиняющихся законам тектоники форм раннего модерна до рационалистического модерна А. Вербицкого и Г. Гая (Крытый рынок).

seredina-2Важнейшим в развитии киевского модерна было творчество А. Вербицкого. Ясность архитектурного языка, творческая последовательность — основные его достоинства. Этим мастером в дореволюционный период построены жилой дом (на углу улиц Рейтарской и Стрелецкой) и здание железнодорожных касс. В стиле модерн в этот период работало подавляющее большинство архитекторов. С середины 1900 гг. «чистый» модерн все в большей степени сливается с ретроспективными романтическими течениями. Типичным в этом плане является доходный дом. построенный в 1908 г. архитектором М. Брусовым. Здесь пластика, характерна для модерна, сочетается с неороманским декором. «Национальный модерн» в Киеве не получил широкого распространение. Все же элементы, корреспондирующиеся с русскими, украинскими традициями (скосы окоп, декор и т. д.) прочитываются па многих зданиях.

Необходимо остановиться на творчестве известного украинского архитектора В. Годецкого, обладавшего незаурядным талантом художника и организатора. Работал он в различных манерах: здание Музея древностей и искусств выполнено в формах греческой классики (1897— 1900 гг.), католический костел (1899 1909 гг.) — в формах неоготики. Караимская кенаса (1899—1900 гг.) — в мавританском стиле, собственный жилой дом — в стиле модерн (1902—1903 гг.). Под руководством Городецкого были застроены жилыми, деловыми и общественными зданиями несколько вновь проложенных улиц. Это было даже в масштабах страны редким примером комплексного единовременного строительства по предварительно разработанному проекту.

К концу 1900 гг. популярность модерна стала падать. На смену пришли неокласицизм, неоренессанс, необарокко. Особо популярность их возросла после знаменитой выставки архитекторов И. Фом на и И. Жолтовского, проведенной под флагом «Мира искусства».

Новое поколение киевских архитекторов и строителей подняло уровень архитектуры города на новую ступень. Это объясняется дальнейшим развитием архитектурной науки, новым пониманием задач формирования городских ансамблей. Если значительная часть фоновой многоэтажной застройки все еще возводится по проектам непрофессионалов, что даже дало повод говорить о «стиле киевских подрядчиков», то наиболее ответственные позиции застраиваются по проектам известных мастеров, в том числе и на основании предварительных конкурсов, в которых участвуют архитекторы Петербурга, Москвы, Варшавы и других городов.

Известную оживленность в архитектурную жизнь Киева внесло проведение здесь двух всероссийских торгово-промышленных выставок и всероссийской спортивной олимпиады. В этот период созданы интересные и представительные здания. Это Педагогический музей, ныне филиал Музея В. И. Ленина и Ольгинская гимназия, ныне здание Академии наук УССР (П. Алешин), дом земской управы, ныне административное здание (В. Щуко), Государственная публичная библиотека (В. Осьмак), здания бывших Петербургского и Волжско-Камского банков (Л. Бенуа, II. Андреев) и ряд других. Все эти здания, обладая известной чистотой стиля и ансамблевыми качествами, формируют в значительной степени облик современного центра Киева.

В конце 1890 гг. и в начале XX в. целенаправленно формируется ряд ансамблей жилых и общественных зданий вокруг театра Соловцева (сейчас им. Ив. Франко), Политехнического института, Университета, Покровского монастыря, мемориала жертвам первой мировой войны и др. Работы по завершению части этих ансамблей проводились под руководством авторов после Великой Октябрьской революции и послужили школой мастерства для молодых киевских зодчих, окончивших высшую архитектурную школу уже в советский период.

Характеризуя в целом развитие архитектуры Киева середины XIX — начала XX вв., необходимо отметить сложность и неоднозначность этого процесса. Наряду с тенденциями, свойственными для развития архитектуры страны в целом, процесс формирования киевской архитектуры этого периода приобрел самобытные черты, что нашло отражение в облике застройки. Архитектура тех лет в значительной степени формирует облик города и прежде всего его центральных районов, в которых она задает композиционный строй архитектурно-пространственной среды. Этот факт должен быть основополагающим при решении вопросов реконструкции исторической застройки, а также дальнейшего формирования облика центра и всего города.



Обновлен 19 дек 2013. Создан 15 ноя 2013



  Комментарии       
Всего 4, последний 3 года назад
sveetlaya 05 янв 2014 ответить
Одна из самых толковых, системных и интересных работ по киевской архитектуре самого любимого моего периода - рубежа прошлых веков. Только фамилия одного из знаменитейших киевских архитекторов - все-таки Городецкий. Да и его жилой дом нужно было бы указать под более известным обывателям названием - "Дом с химерами".
   
Tigry1 05 янв 2014 ответить
На странице http://paustkiev.io.ua/s487118/dom_s_himerami
_arhitektora_gorodeckogo

есть фото и 3D панорама "Дома с химерами" - маленькая экскурсия по Киеву.
denis_in_zp_fire 06 янв 2014 ответить
Очень интересная и познавательная информация о древнем Киеве
Побольше бы таких музеев.
wkwriter8 15 янв 2014 ответить
Какое описание Киева! Я навещу столицу весной и непременно посещу музей Паустовского. Ведь в музее история оживает.
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Экскурсии по Киеву Благотворительная организация «СИЯНИЕ НАДЕЖДЫ» Международная газета Быть добру ГИЛМЗ А.С.Пушкина Хореография и танец Концерты авторской песни и спектакли в Киеве Феодосия танцы