Киевский музей К.Г.Паустовского

Киевская весна в рассказе "Гардемарин" К.Г.Паустовского

автор - Анастасия Дивная



В силу большого количества свободного времени, за которое не один человек готов меня упрекать ежеминутно, в чем я желаю им всем огромной удачи и терпения, я решила прочесть первую приглянувшуюся мне книгу на полке. Видимо по воле судьбы, книга непосредственно касалась дорогих мне улиц, зданий, а более – духа моего родного города – Киева нач. ХХ века.


А ведь столько лет я любовалась фотографиями и открытками Киева ХIХ-ХХ вв., создала группу-альбом “В контакте” с дореволюционными фото нынешней столицы, годами зачитывалась сайтами об истории города,  личностях, зданиях, но, тем не менее, фотографии так и не удавалось превратить во что-то живое, настоящее, противоположное неподвижным, замороженным картинкам. Я даже не подозревала, что достаточно пройти в соседнюю комнату, взять с полки книгу и оживить эти самые картинки, вдохнув в них жизнь из строк очевидца, кем оказался известный писатель Константин Георгиевич Паустовский, с его сборником автобиографических рассказов "Далекие годы".


Для первого поста на тему описания киевских достопримечательностей в произведениях К.Г.Паустовского, я выбрала небольшой рассказ –  ”Гардемарин”. В нем автор делится подробностями случайной встречи, в самом сердце Киева, с настоящим гардемарином, человеком связанным с тем великим, манящим и загадочным морем, которое из рассказа в рассказ волнует автора до самых дальних глубин его души.


"Гардемарин"


(отрывки с описанием киевских улиц,, достопримечательностей  весной, иллюстрированные фотографиями и открытками разных лет конца 19 – нач.20 вв.).

  “Весна в Киеве начиналась  с разлива Днепра. Стоило только выйти из города  на Владимирскую горку, и тотчас перед глазами распахивалось голубоватое море…”

 

 

“…На Бибиковском бульваре распускались клейкие пирамидальные тополя. Они наполняли окрестные улицы запахом ладана. Каштаны выбрасывали первые листья - прозрачные, измятые, покрытые рыжеватым пухом…”

 

 

 

Гусеницы ползали по тротуарам даже на Крещатике. Ветер сдувал в кучи высохшие лепестки. Майские жуки и бабочки залетали в вагоны трамваев. По ночам в палисадниках пели соловьи. Тополевый пух, какчерноморская пена, накатывался прибоем на панели. По краям мостовых желтели одуванчики.

 

 

Над открытыми настежь окнами кондитерской и кофеен натягивали полосатые тенты от солнца. Сирень, обрызганная водой, стояла на ресторанных столиках. Молодые киевлянки искали в гроздьях сирени цветы из пяти лепестков. Их лица под соломенными летними шляпками приобретали желтоватый матовый цвет.”


Но больше всего я любил Мариинский парк в Липках около дворца. Он нависал над Днепром. Стены лиловой и белой сирени высотой в три человеческих роста звенели и качались от множества пчел. Среди лужаек били фонтаны.”

 

 

“Широкий пояс садов тянулся над красными глинистыми обрывами Днепра - Мариинский и Дворцовый парки, Царский и Купеческий сады…”

 

“…Из Купеческого сада открывался прославленный вид на Подол. Киевляне очень гордились этим видом…”

В Купеческом саду все лето играл симфонический оркестр. Ничто не мешало слушать музыку, кроме протяжных пароходных гудков, доносившихся с Днепра…”

 

 

 

“Последним садом на днепровском берегу была Владимирская горка. Там стоял памятник князю Владимиру с большим бронзовым крестом в руке. В крест ввинтили электрические лампочки. По вечерам их зажигали, и огненный крест висел высоко в небе над киевскими кручами.”

 

 

“…  Я шел за ним по Елизаветинской улице, потом по Институтской и Николаевской. Гардемарин изящно и небрежно отдавал честь пехотным офицерам. Мне было стыдно перед ним за этих мешковатых киевских вояк…”


Несколько раз гардемарин оглядывался, а на углу Меринговской остановился и подозвал меня.”

 

“На Крещатике гардемарин зашел со мной в кофейную Семадени, заказал две порции фисташкового мороженого и два стакана воды. Нам подали мороженое на маленький трехногий столик из мрамора. Он был очень холодный и весь исписан цифрами: у Семадени собирались биржевые дельцы и подсчитывали на столиках свои прибыли и убытки.”

 

“Мы молча съели мороженое. Гардемарин достал из бумажника фотографию великолепного корвета с парусной оснасткой и широкой трубой и протянул мне.

 - Возьмите на память. Это мой корабль. Я ходил на нем в Ливерпуль.

 

“…Он крепко пожал мне руку и ушел. ”

 

Итак, пожимаю руку я и вам... 

Конечно, чтобы все понять “От А до Я”, нужно читать рассказ + желательно побывать в самом городе Киеве весной, пройти путь главных героев рассказа, ощутить этот воздух, наполненный радостью и надеждой. Чего я вам от всего сердца желаю!



Обновлен 27 окт 2017. Создан 14 ноя 2013



  Комментарии       
Всего 9, последний 2 года назад
--- 28 дек 2013 ответить
Всегда любил творчество К.Г.Паустовского .Он мастерски умел описать в книге различные события и достопримичательности.Очень удачно подобраны фото с иллюстрациями.Когда читаешь выдержки из рассказа "Гардамарин" под фото, хочеться взять в руки рассказ и перечитать его снова.Спасибо автору статьи!
   
paustkiev 28 дек 2013 ответить
Небольшое уточнение: "Гардемарин" на рассказ, а глава из повести "Далекие годы".
Игорь 30 дек 2013 ответить
Очень рад, что в Киеве появился такой музей, где можно провести свободное время с толком, у знать много нового.
РоманБ 06 янв 2014 ответить
Интересно - тогда лицом Киева были, получается, тополя, а сейчас без каштанов столицу Украины сложно представить...
Полина 07 янв 2014 ответить
Очень понравился этот рассказ, а старые фото к нему - просто сказочные, очень информативно. Я поклонница творчества Паустовского.
alina_soloviova_1995 11 янв 2014 ответить
Такая проникновенная, сквозящая весна... Странное чудо... Очерки Паустовского, действительно, полны жизни. Приводят в восторг многие описанные им картины...
Вилли 12 янв 2014 ответить
Смотря на эти прекрасные фото Киева осознается его более полутора тысячелетняя история. Ведь вот по этим берегам киевляне ходили еще в те времена, когда существовала Византийская империя.... а вот там крестили Русь.
Tykhon 16 янв 2014 ответить
По моему мнению, Паустовский более ценен нашему поколению, чем поколению наших отцов - ведь те росли в общей обстановке уважения к родной земле, к родной природе, к другим великим ценностям - а поэтому для них не имело большого значения, будет ли одним "учителем" больше, или одним меньше... А вот в наше время, для нашего поколения, Паустовский имеет огромное значение - он учит нас тому, чему сегодня нас уже почти никто не учит...
bitcoins 01 ноя 2015 ответить
Киевский музей К.Г.Паустовского - очень хорошее место для размышлений. Просто что бы остановится и подумать....
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Экскурсии по Киеву Благотворительная организация «СИЯНИЕ НАДЕЖДЫ» Международная газета Быть добру ГИЛМЗ А.С.Пушкина Хореография и танец Концерты авторской песни и спектакли в Киеве Феодосия танцы