Киевский музей К.Г.Паустовского

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КИЕВ К.Г.ПАУСТОВСКОГО

авторский перевод статьи



В Киеве начала ХХ века, городе (по Паустовскому) «острых противоречий», наряду с общественной прослойкой киевских обывателей-мещан, из которых выходили «изуверы и черносотенцы», была научная и артистическая интеллигенция, в семьях которых существовали высокие культурные традиции, в том числе театральные. Так было в семье Булгаковых, в семье Паустовских. К.Г.Паустовский конкретизировал свои первые театральные впечатления, назвав их адрес, - Киев, город больших культурных традиций, внешняя красота которого придавала «строю киевской жизни особую прелесть». «В Киеве была хорошая опера, украинский театр со знаменитой Заньковецкой и драматический русский театр Соловцова – любимый театр молодёжи».

Константину Георгиевичу было почти 60 лет, когда он вспоминал: «С детства я относился к театру как к путешествию в волшебную страну. С годами это ощущение не только не прошло, а, наоборот, усилилось. Каждый спектакль как был в детстве, так и остался до зрелых лет и праздником, и мученьем». Он полюбил драматический Соловцовский театр, его синюю бархатную обивку и маленькие ложи. «После спектакля меня нельзя было увести из театра никакими силами, пока не гасили свет…»

«Театральная страсть» Константина Паустовского осозналась, осмыслилась и оформилась в Киевской первой гимназии (К1Г), из которой, по свидетельству писателя, «вышло много людей, причастных к науке, литературе, и особенно, к театру»: писатель и драматург Михаил Булгаков, сценограф Вадим Меллер, реформатор театра Николай Фореггер, комедиограф Борис Ромашев, режиссер И.Н.Берсенев, изветный артист Александр Вертинский, одноклассник Паустовского солист Киевской оперы Александр Матусевич и другие. Это они, ещё гимназисты-театралы, переодевались в штатское, чтобы не попасться надзирателям, или подделывали разрешения инспектора на посещение театра, потому что официально в неделю могли получить только одно.

Во времена Паустовского в Соловцовском театре был разнообразный репертуар, играли прекрасные актёры  Кузнецов, Радин, Юренева, но гимназистов особенно восхищала Елена Полевицкая. «Мы увлекались… актрисой Полевицкой», - признавался Константин Георгиевич в повести «Далекие годы». – она играла Лизу в «Дворянском гнезде» и Настасью Филипповну в «Идиоте». «Мы поджидали Полевицкую после спектаклей около актёрского подъезда. Она выходила – высокая, светлоглазая. Она улыбалась нам и садилась в сани. Встряхивались бубенцы. Мы расходились по домам… Пылали щеки. Молодое и пылкое наше счастье… не давало заснуть…»

В экспозиции «Киевского музея К.Г.Паустовского» - дореволюционная открытка Е.А.Полевицкой в роли Лизы Калитиной, а также подарок киевоведа М.Б.Кальницкого – открытка 60-х годов с автографом актрисы, где она в роли Катерины из «Грозы» Островского.

«Дорогой Константин Георгиевич!

В декабре 1955 вернулась я, наконец, на Родину, по которой я так безмерно тосковала и вернуться в которую стремилась все эти долгие годы. Вскоре я стала получать от моих знакомых и незнакомых мне друзей выписки и перепечатки из Ваших книг, где упоминается моё имя. Это наполнило моё сердце большой радостью – меня не забыли на Родине! – и горячей благодарностью в Вам… В Москве я попала под обаяние Вашего тонкого, изящного, глубоко увлекательного культурного таланта, который дал мне и даёт дальше много часов наслаждения».

Это черновик письма Е.А.Полевицкой, написанный карандашом 09.01.1960 г. и хранящийся в РГАЛИ (ф. 745, оп. 1, ед.хр. 654). Его фотокопия, впервые затребованная в РГАЛИ, экспонируется на стенде «Киевского музея К.Г.Паустовского». Елена Александровна Полевицкая приезжала в Киев в середине 60-х годов, и в Украинском театральном обществе, в Киевском театральном институте и Русском драматическом театре им. Леси Украинки встречалась с украинскими актёрами и с благодарными киевскими зрителями.

В повести «Начало неведомого века» К.Г.Паустовский, начинавший свою журналистскую деятельность в Киеве в 1918-1919 гг., рассказывает о своих театральных интересах того периода. «По вечерам я иногда ходил в литературно-артистическое общество на Николаевской улице». Осенью-зимой 1918 года в Киеве на Николаевской улице в гостинице «Континенталь» помещался «Киевский Литературно-Артистический Клуб» - «КЛАК» (в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия» он выведен под названием «ПРАХ» - Поэты, Режиссеры, Артисты, Художники). А феврале-марте 1919 года с приходом советской власти «КЛАК» переименовали в «ХЛАМ» (Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты) – «не из призрения к искусству, - отмечал И.Эренбург, - а потому что все и всё переименовывали». Сергей Юткевич (тогда юный ученик художественной школы) не только описал квадратную вывеску ХЛАМа, но обстановку кафе и его посетителей. «Кого только я не встречал в этом кафе, где на мраморных столиках гостили только стаканы с чаем, эти де стаканы гораздо чаще сдвигались, образуя импровизированную эстраду для выступления поэтов. Их заинтересованно слушал Константин Паустовский, помня слова своего гимназического учителя А.Б.Селихановича: «…Вы хотите быть прозаиком – значит, Вам нужно хорошо знать поэзию». Но не с меньшим интересом К.Г.Паустовский, который, оставив корректорскую работу в газете «Киевская мысль» и с удовольствием перейдя работать литературным секретарём в журнал (газету) «Театр», присматривался к посещавшим ХЛАМ режиссерам, артистам, художникам. Здесь он увидел и услышал авторское исполнение Александра Вертинского, встречал Н.Я.Агнивцева из театра-кабаре «Би-ба-бо», Н.Н.Евреинова и А.Р.Кугель из «Кривого зеркала». Неизвестно, снисходил ли до артистического кафе режиссер Константин Морджанов (Котэ Морджанишвили), который весной 1919 года поставил на сцене театра «Соловцов» пьесу испанского драматурга Лопе де Вега «Пуэнте Авихуна» («Овечий источник»), но на этот спектакль положительной рецензией отозвался журнал «Театр».

К концу 30-х годов ХХ века К.Г.Паустовский уже достаточно известный и популярный прозаик. Поэтому несколько неожиданно прозвучало пожелание его старого друга Юрия Олеши в письме, опубликованном «Литературной газетой» в 1937 г. (№46): «Напишите пьесу. Она Вам удастся: у Вас фантазия, чувство драматического, умение лепить фигуры, человечность, теплота, юмор». Голос Олеши не остался одиноким. Годом позже в журнале «Театр» (1938 г. №12) известный в то время драматург и театральный критик Л.А.Малюгин авторитетно заверил: «Паустовский – художник, который может обогатить нашу драматургию». А как же проза? Многолетний литературный секретарь и друг Константина Георгиевича Л.Левицкий, рассматривая «любимый жанр» Паустовского – новеллу, приводит любопытное сравнение: «Пушкин – поэт, хотя мы высоко ценим его образцовую прозу.

Драматургия К.Г.Паустовского, возможно, не самые яркие эпизоды его творчества, но достаточно многочисленные, хотя сегодня об этом мало кто помнит: в самом полном собрании его сочинений напечатаны лишь пьесы «Поручик Лермонтов (Сцены из жизни Лермонтова», 1941 г., «Наш современник (Пушкин)», 1949 г., пьеса-сказка «Перстенек», 1956 г. Но были еще пьесы «Озерный фронт» (с элементами одноименной повести 1932 г.), «Созвездие гончих псов» (по повести 1936 г.), «Простые сердца» (1939 г.). С тематикой Великой Отечественной войны связаны пьесы «Пока не остановится сердце», «Поиски героя», «Какой-то высокий боец», «Счастье», «Семейная тайна». Послевоенные пьесы Паустовского «Преодоление времени», «Пассажир из Москвы» и широко известная популярная пьеса «Наш современник (Пушкин)». Пьесы К.Г.Паустовского ставили московский Малый театр, Камерный, Театр Революции (совр. им. Маяковского), а также театры Украины.

Еще в 1935 году К.Г.Паустовский побывал на концерте Московского оперного театра им. В.И.Немировича-Данченко на одном из военных кораблей Черноморского флота. Этот эпизод он использовал в рассказе «Музыка Верди» (газ. «Правда», 2 января 1936 г.) и в повести «Черное море» (альманах «Год XIX», №9, 1936 г.). В начале апреля 1938 года писатель получил письмо от актера А.И.Горюнова, который от имени театра Вахтангова просил написать на материале повести «Черное море» «любую пьесу», которую «театр примет с воодушевлением и восторгом». 14 апреля 1938 года К.Г.Паустовский в письме сыну Вадиму сообщил: «Работаю я над пьесой для театра Вахтангова». Ровно через год, в апреле 1939 г., пьеса «Простые сердца» была готова, к постановке ее принял в Москве театр Революции с прекрасным актерским составом (в главной роли – народный артист СССР М.Ф.Астангов). В пьесе был разработан сюжет о театральном спектакле на борту военного корабля.

Большую заинтересованность в пьесе «Простые сердца» проявили театры Украины (Харькова, особенно Киева). 4 апреля 1939 года на телеграмму из Киева писатель ответил обещанием, которое поспешил реализовать. Из письма жене 6 апреля 1939 года: «Сегодня я посылаю тебе заказной бандеролью выправленный экземпляр пьесы («Простые сердца»)… Один экземпляр пошли, не откладывая, в Киев по адресу: ул. Ленина, Русский драматический театр, директору театра т. Латынскому». 11 апреля 1939 г. в письме жене сообщение: «Подписал договор с киевским театром на «Простые сердца».

Действие пьесы «Простые сердца» происходит в одном из Черноморских портов. Персонажи – командир корабля, матросы, шкиперы, рыбаки, артисты, писатель. Герой пьесы – писатель Гарт, по мнению К.Г.Паустовского, «к какой-то мере Александр Грин», мечтатель, ищущий достойное место в реальной жизни.   Использован, в основе, уже названный выше сюжет. Автор обращается к благородной романтике, вводит в пьесу любимую легенду о «столетнем ветре» из рассказа 1932-1933 года «Соранг», утверждает красоту повседневного труда и простых человеческих отношений. «В каждой…профессии должна быть романтика», - убеждены писатели Петр Сергеевич Гартман (Гарт) и Константин Георгиевич Паустовский.

В спектакле киевского театра романтический дух пьесы воплотил прекрасный творческий коллектив под руководством художественного руководителя и главного режиссера н.а. СССР Константина Павловича Хохлова, который в 1938 г. пришел в этот театр и поставил выдающийся спектакль «Каменный властелин» Леси Украинки. Тем более приятно, что через год, в 1939 г. К.П.Хохлов с его безупречным профессиональным вкусом остановил своё внимание на пьесе начинающего драматурга К.Г.Паустовского и задействовал в этом спектакле лучших актёров – н.а. СССР Юрия Сергеевича Лаврова, з.а. УССР Марию Павловну Стрелкову, ветерана театра з.а. УССР Моисея Бенедиктовича Розина, открывавшего первый спектакль родного театра 15 октября 1926 г. и других. Премьера спектакля «Простые сердца» состоялась 22 ноября 1939 года.

6 июня 1949 года исполнилось 150 лет со дня рождения А.С.Пушкина. В конце 1948 года Малый театр предложил К.Г.Паустовскому написать пьесу к юбилею. «Только сам Пушкин мог бы написать о себе. А все, что пишем мы, его потомки, - только слабая наша дань поэту, только попытки более или менее удачные – воссоздать его образ», - сомневался Паустовский, не без колебаний принимая предложение. «Каждый из нас еще с детских лет сознает, что Пушкин – рядом. Он всегда существует в нашей жизни. Но он молодеет с каждым десятилетием, и потому он – он наш современник.» К.Г.Паустовский написал пьесу «Наш современник (Пушкин)» в четыре месяца, на одном дыхании, одним напряжением. И на сцене Малого театра был создан горячий, умный, обаятельный Пушкин Паустовского и известного актёра н.а. СССР М.И.Царева. А в Киеве постановщик К.П.Хохлов и режиссер Ю.С.Лавров представили яркого, вдохновенного, чудесного Пушкина – любимца киевлян н.а. УССР Михаила Михайловича Белоусова в блистательном актёрском составе спектакля, где графиню Воронцову играла з.а. УССР Мария Павловна Стрелкова, графа Воронцова – н.а. УССР Алексей Михайлович Таршин, мать Пушкина Надежду Осиповну – н.а. УССР Евгения Эммануиловна Опалова, няню Арину Родионовну – н.а. УССР Лидия Павловна Карташова и другие прекрасные актёры в двух составах исполнителей. Если московская премьера была назначена на 1 сентября, то в Киеве она состоялась уже 2 июля 1949 года и надолго запомнилась благодарным киевским зрителям.   

Сегодня в «Киевском музее К.Г.Паустовского» можно увидеть не только уникальное прижизненное издание пьесы «Простые сердца» (1963 г., тираж 6 тыс. экз.), но и фотографии сцен из забытых спектаклей Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки 1939 г. («Простые сердца») и 1949 г. («Наш современник (Пушкин»).

Многочисленные читатели произведений К.Г.Паустовского были несколько удивлены, когда в 1960 году в первых строках пятой книги «Повести о жизни» - «Бросок на юг» появилась драматургическая терминология: «по ходу пьесы» автор был вынужден перенести действие» на Кавказ и Закавказье. На протяжение всего своего творческого пути верный прозе, с которой он пришел в литературу, Константин Георгиевич Паустовский свою вечную и страстную любовь к поэзии сумел блистательно воплотить в непревзойденной поэтической прозе и влюбить в нее своих читателей. Но сравнительно немногие знали тогда о его «театральной страсти». Поэтому очень уместной оказалась «разъяснительная» аналогия – «подлинная жизнь…сама по себе сложилась в те годы по законам драматургии»: «Вначале экспозиция, то есть введение читателя и зрителя в круг людей, событий и пейзажа. Затем – развитие действия, после чего наступает кульминация – высший подъем, взрыв, самая напряженная часть пьесы». Лишь потом – некоторая разрядка.

В основу «Киевского музея К.Г.Паустовского» заложены повести «Далекие годы» (экспозиция), «Беспокойная юность», которая дает развитие действию, и «Начало неведомого века», соответствующее кульминации – наибольшему напряжению. Первые три года деятельности Музея стали плодотворной разрядкой с многочисленными творческими встречами, тематическими  экскурсиями, активной исследовательской работой по киевскому периоду жизни писателя, его становления как личности и профессионала, его окружения, с многочисленными публикациями и уже традиционным фестивалем «Подарок Паустовскому». К 200-летию со дня рождения Т.Г.Шевченко впервые переведена на украинский язык и издана повесть К.Г.Паустовского «Тарас Шевченко», написаны сцены по повести «Далекие годы».

Мы мечтаем и очень надеемся, что в начале ХХI века на профессиональной сцене появится спектакль о Киеве Паустовского начала ХХ века по названным трем первым частям шестикнижия «Повести о жизни», на основе которых создан «Киевский музей К.Г.Паустовского». Верим, что такой спектакль станет столь же популярным, как булгаковские «Дни Турбиных».  



Обновлен 08 окт 2017. Создан 07 окт 2017



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Экскурсии по Киеву Благотворительная организация «СИЯНИЕ НАДЕЖДЫ» Международная газета Быть добру ГИЛМЗ А.С.Пушкина Хореография и танец Концерты авторской песни и спектакли в Киеве Феодосия танцы