Киевский музей К.Г.Паустовского

Размышления о гуманизме в "Киевском музее К.Г.Паустовского"

статья в газете "Еврейские вести" №3, 2016 г.



 

В начале ХХ века в России  людей различали не по национальности, а по вероисповеданию. В Первой, лучшей из киевских гимназий, священнослужители трех конфессий обучали Закону Божьему православных, католиков, иудеев. Для слушателей и воспитанников естественным и правильным было толерантное содружество людей разных вероисповеданий. Но весной 1912 года, перед экзаменами на Аттестат зрелости, в гимназическом саду была устроена сходка, на которую не пригласили евреев.

Позже об этом факте написал всемирно известных писатель-романтик, номинант Нобелевской премии, истинный гуманист Константин Георгиевич Паустовский. По истечении многих лет он, бывший выпускник к Первой киевской гимназии, уже как автор автобиографического произведения «Повесть о жизни» поведал эту историю в первой его части – замечательной повести «Далекие годы». Автор пишет: «На сходке было решено, что лучшие ученики из русских и поляков должны на экзаменах хотя бы по одному предмету схватить четверку, чтобы не получить золотой медали. Мы решили отдать все золотые медали евреям. Без этих медалей их не принимали в университет. Мы поклялись сохранить это решение в тайне. К чести нашего класса, мы не проговорились об этом ни тогда, ни после…».

В выпуске К1Г 1912 года золотую медаль получил Эммануил Исаакович Шмуклер, иудей, сын врача, 1892 года рождения. Эмма Шмуклер был моложе Кости Паустовского всего на три месяца. Черненький мальчик с веселыми глазами стал не только соседом по парте для Константина Паустовского на все гимназические годы, но и верным, надежным другом на последующие времена. Константину нравилась появившаяся с годами сдержанность и серьезное увлечение его друга: Эмма готовился стать художником и учился у киевского импрессиониста А.Маневича.  Константин часто бывал в артистическом доме Шмуклеров, где хозяином был отец Эммануила – известный киевский врач-терапевт и педиатр. В 1919 году журналист и сотрудник киевского издания «Театр» Константин Паустовский вместе с Эммануилом Шмуклером, а также его отцом посещал лекции известного искусствоведа Георгия Лукомского, в то время главного хранителя художественного собрания Ханенко. Лекции по русскому прикладному искусству XVII века проводились и в музее, и в Университете св. Владимира. Костя радовался успехам  товарища в живописи, в том числе  - портретной, а в Литературно-артистическом клубе начинающий журналист познакомился с учителем Эммануила Шмуклера – Абрамом Маневичем. После смерти отца, спасаясь «от голода, реквизиций, уплотнений, выселений, от погромщиков-петлюровцев», Эммануил Шмуклер переехал жить в Петроград и переписывался с другом редко, но эти письма по-прежнему отражали совпадение взглядов их авторов на тревожную действительность. В 1930-е годы Шмуклер посещал Паустовского в Москве.

Сегодня в «Киевском музее К.Г.Паустовского» почетное место занимают четыре работы художника Э.Шмуклера начала ХХ века, в том числе автопортрет художника, выполненный маслом. Картины, подаренные музею семьей художника, привезены из Коста-Рики племянником Эммануила Шмуклера – Юрием Коганом. Спасибо Вам, профессор Коган, за бесценный дар «Киевскому музею К.Г.Паустовского», который всегда будет рад Вашему родственному визиту!

Литературные критики и читатели всегда обращали внимание на то, что К.Г.Паустовский писал, в основном, о хороших людях. Замечательный поэт и искренний

поклонник творчества Паустовского Борис Чичибабин отмечал: «Ему не интересно было писать о зле, он просто не замечал его…». И в жизни Константин Георгиевич умел окружать себя хорошими людьми: честными, талантливыми, преданными. Не удивительно, что десятки таких светлых людей из окружения Паустовского – евреи.

«Почти каждый из писателей получает путевку в жизнь от старшего товарища. Я считаю…, что такую путевку… дал мне Исаак Эммануилович Бабель, и потому я сохраню до последнего своего часа любовь к нему, восхищение его талантом и дружескую благодарность»,  - написал К.Г.Паустовский за два года до своей смерти. Бабель был писателем огромного и щедрого таланта, для которого не нужны были ни «глубокоумные» беседы, ни позы. Но была у него беспокойная, молчаливая грусть, нередко слеза блестела за выпуклыми стеклами его очков. В повести «Время больших ожиданий» Паустовский описывает литературную Одессу 1920 года и общение с Бабелем: «Он снял очки и вытер глаза рукавом заштопанного серенького пиджака: Я не выбирал себе национальность… Я еврей, жид. Временами мне кажется, что я могу понять всё. Но одного я никогда не пойму – причину той черной подлости, которую так скучно зовут антисемитизмом… Ещё в детстве во время еврейского погрома я уцелел, но моему голубю оторвали голову. Зачем?»

Православный Паустовский об этом страшном позоре страны знал тоже не понаслышке. Ребенком в Киеве он стал свидетелем этого отвратительного и страшного явления. Тогда его отец, Георгий Максимович, привел в дом растерянную старушку еврейку, мать знакомого доктора, которая держала за руку безмолвного мальчика. А старший брат Константина Паустовского – Борис, ученик реального училища, - ушел в студенческую дружину защищать евреев. Уже юношей в Киеве Константин услышал крик среди ночи: гайдамацкие погромы сменили погромы деникинские. В оцепленном громилами темном доме на Васильковской улице в отчаянном ужасе закричала женщина¸ пытавшаяся защитить своих детей пронзительным криком. На одинокий крик женщины таким же криком ответил весь дом, вся улица, окрестные переулки. В ту ночь в Киеве кричали Подол, Новое строение, Бессарабка, кричал весь огромный город: это был вопль о пощаде и милосердии. «Это был вопль, обращенный к остаткам человеческой совести», - написал Паустовский. И далее: «Путь человечества к справедливости, свободе и счастью был временами поистине страшен». Этот путь он проходил вместе со своими друзьями-евреями.

С человеком открытой души, готовым пожертвовать всем ради дружбы, с журналистом, похожим на поэта, Рувимом Фраерманом, Константин Георгиевич Паустовский познакомился в Батуме в 1923 году. Эта дружба продолжалась всю их жизнь. «Почти весь его писательский путь прошел у меня на глазах, - говорил Паустовский. – В его присутствии жизнь всегда оборачивалась к вам своей привлекательной стороной». Особенно в Мещерском крае, в селе Солотча, куда к Фраерману в бревенчатый дом приезжали работать над книгами, а также на рыбную ловлю или охоту Паустовский и Гайдар, Георгий Шторм, Василий Гроссман и многие другие друзья. Паустовский и Фраерман были очень близки своим поэтическим видением мира и глубокой человечностью, оба – гуманисты, писатели, люди с большой буквы.

И все-таки гуманистическое начало всегда было для Паустовского превыше всего. Так, его многолетний друг и биограф Лев Абелевич Левицкий вспоминал, что по мнению Константина Георгиевича, есть писатели, оставившие не такой уж заметный след в литературе своими произведениями, но без них трудно представить себе литературную среду. И пример: «Они, как Гехт, одухотворяют и облагораживают её своим присутствием». Семен Григорьевич Гехт всю жизнь был верен еврейской теме. В его произведениях звучат трагические мотивы гибели украинского еврейства, упоминаются Бабий Яр, Тракторный завод в Харькове и др. Он много переводил с идиш, особенно Шолом-Алейхема. Паустовский преданно дружил с Семеном Гехтом с 1923 года.

Талантливым молодым прозаикам Константин Георгиевич помогал найти свой путь на семинарах в литературном институте. Макс Бременер, Владимир Шорор, Иосиф Дик, Борис Балтер и многие другие уверенно вошли в литературу с благословения К.Г.Паустовского. И в его предсмертном письме-завещании из больницы – последнее «прости» - им, самым близким для него  и его семьи: «родному Виктору Абрамовичу (Каневскому – врачу) и Марку (Каллерману – юристу), конечно, Шкловскому и Саммиру (Самуилу Мироновичу Алянскому, другу А.Блока)…».

Киевляне ждали открытия музея любимого писателя-земляка 45 лет: ни в советское, ни в постсоветское время этот вопрос не был в сфере интересов власти. И в год 120-летия К.Г.Паустовского, чтобы при отсутствии официального внимания к юбилею этого писателя и без какой-либо финансовой поддержки, исключительно усилиями общественности в старинном здании гимназии Готлиба Валькера и реального училища, где учился старший брат Константина Георгиевича Борис, открылся музей Паустовского. Долгожданный «Киевский музей К.Г.Паустовского» основан в 2013 году в помещении современной средней специализированной школы №135 г. Киева. Тогдашний директор школы №135 Маргарита Евгеньевна Гайдук выделила помещение, а семья коренных киевлян Артамоновых-Посильских – не олигархов и не бизнесменов, а трех скромных и отнюдь не богатых кандидатов наук, а также школьного учителя из Ровенской области, - взяла на себя основные расходы, включая предоставление уникальных личных коллекций. Литературный секретарь К.Г.Паустовского в 196-68 годах, известный журналист Валерий Иванович Дружбинский поделился ценнейшими материалами и принял непосредственное участие в формировании концепции музея, большую практическую работу активно проводили учителя-энтузиасты и руководитель музея Изабелла Исааковна Кантор. Был создан сайт музея.

Со всего мира от поклонников творчества К.Г.Паустовского стали поступать книги, открытки, пластинки, фотографии…

Время неумолимо, но хочется верить, что потомкам даже самых младших современников К.Г.Паустовского также близок гуманизм любимого писателя-романтика. Для них широко открыты двери «Киевского музея К.Г.Паустовского». Здесь их всегда ждут, будут искренне признательны за добрую память, воспоминания, любые свидетельства той эпохи и, особенно, жизни и творчества любимого писателя-гуманиста, за то, что разделяют его убеждения.

«Я готов обнажить голову перед каждым простым человеком земного шара, кем бы он ни был, во внимание к тем неизбежным страданиям, какие он наверняка пережил, и тем скудным радостям, какие так редко скрашивали его жизнь. Но есть единственное племя людей, перед которыми мы никогда не обнажим головы. Это те, кто исповедует насилие и диктатуру, кто жаден, кто тупо готовит войну и воспевает превосходство своей расы».

(Константин Паустовский)

 

Любовь Артамонова, к.п.н., доцент

 

Ирина Людовик, учитель СШ №135,

наставник группы юных экскурсоводов

«Киевского музея К.Г.Паустовского»



Обновлен 26 фев 2017. Создан 29 ноя 2016



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Экскурсии по Киеву Благотворительная организация «СИЯНИЕ НАДЕЖДЫ» Международная газета Быть добру ГИЛМЗ А.С.Пушкина Хореография и танец Концерты авторской песни и спектакли в Киеве